Один из самых своеобразных поэтов-суфиев раннеосманской эпохи (XIV – XV вв.) Кайгусуз Абдал (он же Алайи Гайби) был, согласно легенде, сыном правителя города Аланьи на побережье Средиземного моря, отрекшимся от своего княжеского достоинства и ставшим дервишем под влиянием чудесной встречи с шейхом Абдалом Мусой, который явился ему на охоте в облике оленя. Пройдя сорокалетнее послушничество у Абдала Мусы в Эльмалы (Ликии), Кайгусуз Абдал вместе с сорока бродячими дервишами-абдалами направился в султанат мамлюков – нынешние Египет и Сирию. В дальнейшем Кайгусуз оказался на Балканах –в тогдашней столице Османского государства, городе Эдирне. О Кайгусузе Абдале не упоминается в жизнеописании Хаджи Бекташа, эпонима суфийского братства бекташийа, что говорит о ценности Кайгусуза в качестве самостоятельной фигуры – выразителя мироощущения «абдалов Рума».
В своем наиболее весомом по объему и содержанию трактате «Китаб-и Маглята» Кайгусуз Абдал словно переворачивает вверх ногами устойчивые образы, связанные с сновидениями и с дьяволом. Кайгусуз подчеркивает, что понять его слова могут только «посвященные»-арифы, приблизившиеся к состоянию «Совершенного человека». Дервиш, герой повествования, от лица которого ведется речь в этом произведении, обращается за толкованием своих «снов наяву» к имаму Али ибн Аби Талибу. Но тот вместо ответа (в первый раз) скрывается в сердце самого дервиша; (в другой раз) указывает ему на собрание пророков и святых, занятых восхищенным лицезрением самого Али. Трактат написан символическим языком, как будто бы на «языке птиц», как называет свои речения сам Кайгсуз: «Я есть Слово; и все языки твердят меня и только меня; // Я – сокровище счастья, скрытое всюду в руинах!»
Лектор: Юрий Анатольевич Аверьянов — к.и.н., доцент, старший научный сотрудник ИВ РАН.
Онлайн-лекция "Кайгусуз Абдал – османский поэт, ве
Все права защищены © LectOrient, 2024
Разработано ; by ЛектОриент