В Малой Азии и в соседних регионах издавна существовала особая корпорация – заклинатели джиннов (турецк. джинджи). Они занимались, в том числе, и предсказаниями будущего.
Когда какой-либо человек сильно расстраивается, начинает разговаривать сам с собой, его мысли и слова путаются, то в народе верят, что он ведет беседу с джиннами. В таком случае нужно обязательно показать его какому-нибудь известному «знатоку джиннов». Сеанс исцеления обычно происходит рано утром, до утреннего призыва на молитву. Джинджи отводит человека, которым овладели джинны, в особое место и выкрикивает имена джиннов. Так как большинство джиннов – одноглазые, то разговаривая с ними, «знаток» также зажмуривает или прикрывает один глаз и завязывает глаза больному. Прочитав семь раз заклинания, прыская при этом в лицо одержимому холодной водой, в течение семи дней завершив «отчитывание», джинджи пишет для пациента талисман (муска или хамайиль) и вешает ему на шею. Сеанс лечения обычно повторяется семь раз. Заклинатель дует на больные места на теле пациента. В конце концов талисманы сжигают в огне.
Наряду с вредоносными джиннами существуют и джинны-защитники. Влюбленные прибегают к помощи заклинателей джиннов для того, чтобы приворожить своего суженого (суженую), отогнать соперников, на которых насылают с этой целью джиннов, не оставляющих их в покое. Джинны часто преследуют тех, кто страдает от неразделенной любви; такие люди чувствуют звон в ушах и слышат какие-то неясные голоса.
Джинны обитают в старых, заброшенных христианских храмах. Иногда на пустырях и возле кладбищ в темные ночи можно наблюдать «свадьбы джиннов»; загораются и тухнут огоньки; перемещаются белые тени, похожие на детей. Джинны появляются также в очаге, на углях, если заклинатель бросает туда соль.
Талисманы-муска нередко представляют собой изображения духов с большими глазами, созданные из каллиграфических надписей или отдельных знаков. Кроме любовной магии, гаданий, лечения одержимости, порчи, сглаза и просьб о рождении детей, к знатокам джиннов обращаются и ради исполнения других желаний.
Знатоки джиннов напрямую не были связаны ни с суфизмом, ни с шаманизмом, представляя собой как бы «низовой слой» ближневосточной религиозности; хотя их практики могли испытывать влияние со стороны преобладающих в той или местности суфийских тарикатов.
Лектор: Ю.А. Аверьянов - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИВ РАН, ведущий научный сотрудник ПСТГУ, доцент Школы востоковедения ВШЭ
Онлайн-лекция "Заклинатели джиннов и их ритуальная
Все права защищены © LectOrient, 2024
Разработано ; by ЛектОриент