Эпоха правления династии Каджаров в Иране (1789 – 1925 гг.) представляет собой один из самых неоднозначных и спорных периодов в истории этой великой цивилизации. Несмотря на то, что Иран официально не попал полностью под колониальный контроль европейских держав, их влияние стало основополагающим фактором в политике, а также в культурной жизни Каджарской империи. Этот период стал временем попыток иранцев переосмыслить свою историю, а также привнести в свою традиционную культуру некоторые европейские явления. Предметы Каджарского искусства долгое время могли считаться безвкусными и китчевыми, а искусство в целом называли “отмеченным упадком” и “вторичным”, особенно по сравнению с великими достижениями иранской культуры в прошлом. Однако сегодня исследования по Каджарскому Ирану выходят из тени, и эта эпоха начинает привлекать внимание как специалистов, так и любителей искусства Востока. Произведения иранского искусства XIX века необычны и самобытны, и в последнее время пользуются большим успехом у публики в самых знаменитых музеях мира: Эрмитаже, Лувре, Метрополитен-музее. Можно сказать, что сегодня в крупнейших музеях мира идет переосмысление роли эпохи Каджаров в истории Ирана, и артефакты этого времени занимают свое законное место на экспозициях. 1. Формирование Каджарской культуры. Исторический очерк и особенности архитектурного стиля. В первой части цикла речь пойдет об истории формирования Каджарской империи как политического образования и как культурного пространства: начиная с установления власти Каджарской династии в Иране, неудачных войн с европейскими государствами и первых попыток модернизации и до постепенного застоя и упадка Империи к концу XIX века, приведших к Конституционной революции и гибели державы. Но вместе с экономическим и политическим кризисом происходил и мощный культурный обмен, который приводил к необычному смешению европейского и восточного в искусстве и культуре. Кроме оценки политической и социальной истории, мы обратимся к процессам, проходившим в персидской литературе, а также затронем тему Каджарской архитектуры на примере формирования шахских комплексов в новой столице империи – Тегеране. 2. Изобразительное искусство каджарского Ирана. В XIX веке в иранской живописи усилилась и до того существовавшая тенденция к следованию западным стандартам и модам. Первые правители династии поставили искусство под государственный контроль, сформировав новый придворный канон, для которого была характерна нарочитая архаизация, и, одновременно, следование западным живописным приемам. Этот уникальный стиль был впервые досконально изучен именно на материале эрмитажного собрания его хранителем А.Т. Адамовой, крупнейшим специалистом по иранской живописи. Сегодня каджарская живопись заняла достойное место на экспозициях музеев всего мира и продолжает привлекать внимание специалистов. В эрмитажном собрании хранятся полотна иранских художников XIX века, пользующиеся огромным успехом на мировых выставках. Это прежде всего парадные портреты шахов Ирана, подаренные российским императорам, масштабные батальные сцены и каноничные изображения персидских красавиц, написанные в весьма фривольной манере. Кроме того, на лекции будет рассмотрено развитие персидской миниатюры в каджарский период, а также новое искусство – фотография. 3. Декоративно-прикладное искусство каджарского Ирана. В эту непростую для Ирана эпоху декоративно-прикладное искусство развивалось в стране по-разному. В керамике в технологическом плане наступил некоторый регресс в связи с мощным иностранным экспортом. Но местное производство сохранилось и нашло своего покупателя на базаре. Так, керамические изделия каджарского периода отражают именно народные вкусы, будучи украшенными изображениями, которые можно назвать лубочными. Эти очень яркие, а иногда и курьезные изображения, сегодня привлекают как исследователей, так и публику. Металл и лаковые изделия стали во многом ориентироваться на западного покупателя, что было связано с распространением европейского туризма в Иране. Вероятно, самыми яркими изделиями из металла в XIX веке стали загадочные фигуры из стали – статуи павлинов и верблюдов, украшенные искусной золотой насечкой. Необычные формы и новые художественные приемы развивались на стыке двух культур — Востока и Запада. Лектор: Михаил Сергеевич Грачев — младший сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа
План курса:
№ | Название | Преподаватель | Описание |
---|---|---|---|
1 | Формирование Каджарской культуры. Исторический очерк и особенности архитектурного стиля. | Михаил Сергеевич Грачев | В первой части цикла речь пойдет об истории формирования Каджарской империи как политического образования и как культурного пространства: начиная с установления власти Каджарской династии в Иране, неудачных войн с европейскими государствами и первых попыток модернизации и до постепенного застоя и упадка Империи к концу XIX века, приведших к Конституционной революции и гибели державы. Но вместе с экономическим и политическим кризисом происходил и мощный культурный обмен, который приводил к необычному смешению европейского и восточного в искусстве и культуре. Кроме оценки политической и социальной истории, мы обратимся к процессам, проходившим в персидской литературе, а также затронем тему |
2 | Изобразительное искусство каджарского Ирана | Михаил Сергеевич Грачев | В XIX веке в иранской живописи усилилась и до того существовавшая тенденция к следованию западным стандартам и модам. Первые правители династии поставили искусство под государственный контроль, сформировав новый придворный канон, для которого была характерна нарочитая архаизация, и, одновременно, следование западным живописным приемам. Этот уникальный стиль был впервые досконально изучен именно на материале эрмитажного собрания его хранителем А.Т. Адамовой, крупнейшим специалистом по иранской живописи. Сегодня каджарская живопись заняла достойное место на экспозициях музеев всего мира и продолжает привлекать внимание специалистов. В эрмитажном собрании хранятся полотна иранских художников XIX века, пользующиеся огромным успехом на мировых выставках. Это прежде всего парадные портреты шахов Ирана, подаренные российским императорам, масштабные батальные сцены и каноничные изображения персидских красавиц, написанные в весьма фривольной манере. Кроме того, на лекции будет рассмотрено развитие персидской миниатюры в каджарский период, а также новое искусство – фотография. |
3 | Декоративно-прикладное искусство каджарского Ирана | Михаил Сергеевич Грачев | В эту непростую для Ирана эпоху декоративно-прикладное искусство развивалось в стране по-разному. В керамике в технологическом плане наступил некоторый регресс в связи с мощным иностранным экспортом. Но местное производство сохранилось и нашло своего покупателя на базаре. Так, керамические изделия каджарского периода отражают именно народные вкусы, будучи украшенными изображениями, которые можно назвать лубочными. Эти очень яркие, а иногда и курьезные изображения, сегодня привлекают как исследователей, так и публику. Металл и лаковые изделия стали во многом ориентироваться на западного покупателя, что было связано с распространением европейского туризма в Иране. Вероятно, самыми яркими изделиями из металла в XIX веке стали загадочные фигуры из стали – статуи павлинов и верблюдов, украшенные искусной золотой насечкой. Необычные формы и новые художественные приемы развивались на стыке двух культур — Востока и Запада. |