Онлайн-лекция "Адат и шариат в округе Оренбургског

Наука Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС, муфтият), созданное в 1788 году, распространило свою компетенцию на ряд регионов Российской империи: Волго-Уральский регион, Сибирь, Дальний Восток, западные губернии и Казахскую степь. Деятельность этого учреждения была связана с вопросами испытания и утверждения мулл (так называемые указные муллы), открытия мечетей, контроля над распределением средств от мусульманской благотворительности и др. Одно из ключевых направлений имело отношение к вопросам правового регулирования: выпуск фетв (легальных мнений), разбор исков мусульманского населения, консультация имперских властей по различным проблемам шариата. Начиная с 1820-х годов, в архивах фиксируется значительное количество исков и прошений мусульман Казахской степи, направленных в ОМДС. Используя синтез российских законов и мусульманского права, муфтият мог влиять на формирование целого ряда правовых прецедентов для кочевников. Особенно в делах по обычаям амангерства, калыма, причинам развода, раздела наследственного имущества. Используя влияние ОМДС на местных улемов, правительство отстаивало применение ортодоксальных мнений ханафитской правовой школы. Делалось это в целях ограничения диапазона различных мнений по отдельным положениям мусульманского права в местной среде. К тому же в Казахской степи шариат был очень тесно взаимосвязан с обычном правом. Сосуществование нескольких правовых систем делало затруднительными попытки обжаловать спорные решения биев в уездных судах. Поэтому ОМДС в сложных случаях стало привлекаться гражданскими властями как апелляционная сторона. Среди таких дел большое распространение получили разбирательства браков, основанные на обычаях амангерства. Муфтият пытался не допускать распространенные среди казахов браки между близкими родственниками по линии мужа и жены. Выступая за соблюдение шариата, ОМДС стремилось к критике тех социальных отношений, которые были связанны с принуждением к семейному сожительству. Это имущественная или договорная сторона брака, социально-экономическое неравенство в семье и др. Само по себе правовое разбирательство не сводилось только к попыткам упрочить исламское сознание кочевого населения посредством борьбы с некоторыми местными обычаями и традициями. Иски, прошения и петиции, адресованные ОМДС, содержат и другую весьма интересную сторону социальной истории. Часто обвинения в том, что некоторые казахские муллы придерживаются адата, а не шариата были важным ресурсом в борьбе за власть среди местных мусульманских сообществ. Однако такие обвинения во многих случаях приобретали характер обычной лингвистической стратегии, а не попытки разобраться в действительной сути вещей. Представители татарского духовенства, несмотря на то, что писали такого рода петиции, сами придерживались многих казахских обычаев и традиций, пытаясь интегрироваться в местную патриархально-родовую систему и обрести дополнительные источники авторитета. Другая важная особенность заключалась в том, что некоторые казахи, в основном представители колониальной администрации, в 1850-1860-е годы пытались блокировать деятельность муфтията. Так, Ч. Валиханов убеждал имперские власти, что казахам ближе адат, а не шариат. Почему эта идея была принята на вооружение колониальной администрацией, и какие дискуссии на страницах казахских газет и журналов разворачивались после того, как казахи были исключены из ведомства ОМДС в 1868 году? Эти и другие вопросы будут подробно рассмотрены в ходе лекции. Лектор: Павел Сергеевич Шаблей, доцент Костанайского филиала Челябинского государственного университета, кандидат исторических наук.

Категория и теги

теги

Преподаватель

...

LectOrient — это образовательный проект, который реализуется Институтом Цивилизаций при поддержке Фонда исследований исламской культуры имени Ибн Сины.

+7 (495) 134-35-34
info@lectorient.ru

Все права защищены © LectOrient, 2024

Разработано ;  by ЛектОриент