Постепенное формирование в Закавказском регионе общеязыкового и культурного пространства с опорой на российскую образовательную систему обусловливалось потребностями экономического развития и являлось результатом социально-политических процессов в Российской империи. Актуальным являлся вопрос формирования лояльного отношения к инициативам гражданской администрации со стороны местных элит, а через них и всего населения. Наиболее действенным, хотя и растянутым во времени, средством являлась школа. Объектом внимания царского правительства в указанный период становились учебные заведения мусульман Закавказья, региона компактного проживания последователей двух течений ислама: суннизма и шиизма. В этом специфика региона, здесь же кроется сложность исследования заявленной темы. Написание инструкций по управлению мусульманским духовенством "Алиева и Омарова учений", списка учебных предметов и экзаменов для занятия духовных должностей демонстрирует желание царской администрации создать некую усредненную в догматическом смысле образовательную систему. Развитие мусульманской школы, с одной стороны происходило в русле общеимперской образовательной политики, которая двигалась от централизма к регионализму и обратно, с другой – отвечало чаяниям и следовало изменениям внутри самих мусульманских сообществ региона. Стремление к известной автономности конфессиональной школы и поиск государственной поддержки для открытия учебных заведений среднего уровня (мадраса) в городах Тифлисской, Елисаветпольской, Бакинской и Эриванской губерний являлись характерными признаками изучаемого периода. Попечение о развитии женского образования, противостояние кадимитов и джадидов в выборе форм и целей образовательного процесса позволяет говорить о том, что исламская школа в XIX – начале XX в. проходила через этап поиска форм деятельности, отвечавших вызовам времени.
Религиозное образование мусульман Закавказья в XIX – начале XX вв.
Все права защищены © LectOrient, 2024
Разработано ; by ЛектОриент