Онлайн-лекция "Юродивые-шейхи в мусульманской агиографии XXI века: Вагуф-буба из с. Луткун в Южном Дагестане"

20.11.2022 г. при поддержке Фонда Ибн Сины в сотрудничестве с ИВ РАН состоится онлайн-лекция "Юродивые-шейхи в мусульманской агиографии XXI века: Вагуф-буба из с. Луткун в Южном Дагестане". Начало трансляции в Zoom — 16:00 (по Мск).

Наука

Во время экспедиций в Южный Дагестан летом и ранней осенью 2021 и 2022 гг. автору этого доклада удалось собрать новые интересные материалы о постсоветской мусульманской агиографии начала XXI века.

Изучаемый край содержит множество разновременных святилищ, часть из которых почитается до сих пор, а часть заброшена и забыта. Тех, чьи могилы или места памяти почитаются тут как святые места (пир, зийарат), можно разделить на четыре группы: это арабы-исламизаторы, мусульманские ученые-‘алимы, суфии разных братств (тарикатов) и отдельные юродивые (как мужчины, так и женщины).

Если первые три типа неплохо изучены, то последний еще требует специального исследования. Не вполне понятно, какую роль в нарративах о ставших аулийа’ юродивых играет исламское (и книжное вообще) знание, которого они были лишены до смерти, как в этих нарративах представлены отношения принимающих паломников общин верующих с властями (государством, муфтиятом, улемами и суфиями), есть ли отличия в чудесах-карамат, совершаемых юродивыми-аулийа’, в чем особенности материальной религиозности их культа.

В кейсе наиболее популярного из святых-аулийа’ Южного Дагестана, юродивого Вагуф Буба (ум. 1972) из колхоза лезгинского селения Луткун, похороненного рядом с пиром средневековых арабских исламизаторов Гаджи и Мусы, переплелись несколько нарративов. Во-первых, это советское и исламское прошлое в культурной памяти паломников и хранителей наиболее популярных святилищ. Во-вторых, юродивый включен в суфийские сети и нарративы. Наконец, важно понять, как в рассказах о чудесах Вагуф Буба воплощается постсоветское десекуляризированное настоящее, что меняется в соперничающих версиях его агиографии от рассказчика к рассказчику, какие религиозные практики связаны с двумя его святыми местами.

Все перечисленные выше нарративы отражаются в семантике сакрального пространства святилищ, в котором можно выделить ряд различных по совершаемым здесь обрядам и вместе с тем степени святости стоянок-манзил, которые в своей совокупности составляют обычный путь паломника. При всей консервативности культа святых, его герои, нарративы (и практики паломничества) динамично меняются в последние полвека.

Лектор: Бобровников В.О. — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, заведующий Центром изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья. 

...

LectOrient - это образовательный проект, который реализуется Институтом Цивилизаций при поддержке Фонда исследований исламской культуры имени Ибн Сины.

Связаться с нами

Все права защищены © LectOrient, 2024

Разработано ;  by ЛектОриент