2023-06-11 09:05:11
Онлайн-лекция "Демонические образы в иранской мифологии"4

12 июня 2023 г. при поддержке Фонда Ибн Сины состоится онлайн-лекция "Демонические образы в иранской мифологии". Начало трансляции — 18:00 (по Мск).

 

В предлагаемой лекции о названиях нечистой силы в иранской мифологии рассматриваются демонические персонажи pari, dev, albasti, прослеживается этимология их наименований, изменение или сохранение их исходной семантики.

Показаны  сферы  употребления лексемы pari (из древнеиранского *parīkā-, см. авестийское  pairikā- «колдунья, чародейка», среднеперсидское  parīg id., классическое персидское parī  id., но также и «ангел») в древних и новоиранских языках.

Демонический персонаж из древнеиранского  *daiṷa-, древнеперсидского  daiva- «идол, кумир, демон», авестийского  daēva- «демон», среднеперсидского, классического персидского  dēv id. Но в более древнюю эпоху: индоевропейское *deiṷo-s «бог, небожитель», древнеиндийское dēvá- «бог».

С традициями иранской мифологии, предположительно, связаны представления и о демонском персонаже Албасты, (V)āl, (V)ōl, широко распространенные в Средней и Центральной Азии, на Кавказе и в Турции. Албасты  – уродливая женщина, оборотень; обитает около водных источников. Она особенно вредит роженицам и новорожденным. Любимое занятие Vāl – кража легких, печени и сердца у рожениц, молодых матерей или у беременных, уничтожение плода в утробе матери, что заканчивается выкидышем.

Средствами для защиты против демонов, по ближневосточным повериям, служат амулеты, заклинания, молитвы, курение ладаном, железные изделия: мечи, ножницы, а также чеснок и лук. Предполагается также (В.Н.Басилов), что образ Албасты формировался в эпоху древнейших контактов этнических общностей (индоевропейской и семитской).

В лекции также рассматривается поверие иранских зороастрийцев, связанное со злой, очень опасной для рожениц силой в женском обличье. Ее имя Кивине.

Лектор: Елена Константиновна Молчанова — доктор филологических наук, главный научный сотрудник Сектора иранских языков Института языкознания РАН.