2023-11-27 12:05:53
Онлайн-курс "В доме Меркурия: средневековая арабо-мусульманская астрология на перекрестке культур"

Когда армии арабов-мусульман подчинили себе огромные пространства Ближнего Востока и Северной Африки, они столкнулись с представителями культур, где уже существовали сложные системы натурфилософского и протонаучного знания. К этим системам относилась и астрология, имевшая в древности значение, выходящее далеко за рамки гадательных практик. Первоначальное недоверие к астрологии сменилось интересом, а затем и стремлением глубже проникнуть в тайны звезд. Именно благодаря средневековым мусульманским ученым дошли до нас многие трактаты, посвященные этой и смежным областям знания, а арабские названия пестрят на карте звездного неба. При этом концепты и термины астрологии, а также специфическая для нее картина мира, постепенно включались в орбиту собственно исламских представлений, наделялись сакральными смыслами в рамках победившего религиозного мировоззрения. Предстоящие лекции посвящены увлекательной, полной загадок и тайн истории вхождения астрологии в орбиту интеллектуального мира исламской цивилизации.

 

1. Мировоззренческий и философский базис античной астрологии. Астрологическое знание в Средиземноморье и Иране до прихода ислама. Представления о звездном небе в Аравии накануне начала пророческой миссии Мухаммада.

 

2. Отношение к астрологии в первые десятилетия ислама. Связь астрологии с другими «неарабскими науками». Первые астрологи-мусульмане. Переводческая деятельность при дворе аббасидских халифов. «Дом мудрости» (байт ал-хикма). Астрологи у трона и астрологи на троне.

 

3. Распространение астрологии среди широких кругов мусульманского общества. Критика астрологии со стороны фундаменталистов. Включение ее в мистические и эзотерические исламские практики и представления. Астрология в арабских странах сегодня.

Лектор: Розов Владимир Андреевич – к. филол. н., старший преподаватель кафедры Арабской филологии СПбГУ, Участник проекта "Исследовательская лаборатория для анализа и моделирования социальных процессов".