2023-05-21 19:43:56
Онлайн-лекция «Образ мусульманина в кинематографе Индии

Ислам сыграл не последнюю роль в истории и культуре полуострова Индостан. Начав проникать в Индию с IX века, он плотно утвердился в стране в период царствования династии Великих Моголов (1526—1540 и 1555—1858). Под влиянием культуры ислама сложилась специфическая архитектура, школы книжной миниатюры, литература и поэзия на языке урду, возник классический придворный танец катхак. Однако, кроме великого вклада в индийскую культуру, нельзя не отметить фактор религиозной напряженности возникшей между исламом и индуизмом. Являясь по сути религией политической элиты, ислам оспаривал первенство брахманизма, чем не мог не вызвать недовольство индусских масс. В первой половине XX века на волне борьбы Индии за независимость от британского господства и без того непростые взаимоотношения индусов и мусульман еще больше обострились. Индийский национальный конгресс в лице Махатмы Ганди и Мусульманская Лига, возглавляемая Мухаммадом Али Джинной, долгое время находились в конфронтации: не совпадали их религиозные, политические и социальные взгляды на будущее «новой Индии». Переломным моментом стал раздел страны на индуистскую Республику Индия и мусульманский Пакистан в 1947 году. Придя в Индию как западное изобретение, кинематограф быстро снискал любовь народных масс. На сегодняшний день Болливуд является одной из самых успешных киноиндустрий в мире, выпускающей более 1000 кинокартин в год. Индийские режиссеры не могли оставить без внимания тему взаимоотношений индуизма и ислама, а образы мусульман на киноэкране трансформировались, подчиняясь политической, социальной и культурной повестке разных эпох. В нашей лекции мы бы хотели на конкретных примерах лент разных годов проследить динамику трансформации образов мусульман в индийском кинематографе и поговорить о причинах этих трансформаций. Лектор – Мария Щербак, младший научный сотрудник Центра азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии РАН.